Девять ангельских чинов

По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:

серафимы - первый
херувимы - второй
престолы- третий
господства - четвертый
силы - пятый
власти - шестой
начала - седьмой
архангелы- восьмой
ангелы - девятый.

1. Серафимы

Серафимы - ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" - Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.
У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.
Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".
Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на "огненных змеев". Согласно "Второй книге Еноха" (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Серафимы - В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: "...святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими
близости к Богу... что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их - всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.

2. Херувимы

Слово "херувим" означает "полнота знаний" или "излияние мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

3. Престолы

Термин "престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Псевдо-Дионисий сообщает:
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются
небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства... Наименование высочайших Престолов означает то, что они
совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами
неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,
принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.

4. Господства

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность - распределять обязанности ангелов.

Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

5. Силы

Силы, известные как "блистательные, или сияющие", - ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.
Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности этих ангелов - творить чудеса на Земле.
Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества".

6. Власти

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

7. Начала

Начала - это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.
Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6:12).
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи ангелов созидания.

В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни
Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас
от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады
наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:
"Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке".

8. Архангелы

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

9. Ангелы

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога — «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, — это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.

Кто такие ангелы?

Слово «ангел» произошло от греческого «angelos», «вестник» и является переводом еврейского «malack». Считается, что представление об ангелах евреи позаимствовали у вавилонян и еще в большей степени у персов, которые впервые разделили духов на два оппозиционных лагеря. На страницах Ветхого Завета ангелы часто появляются, не только в качестве слуг и посланников Всевышнего, но и как манифестации Самого Божества, посредством которых Яхве говорит с человеком. Иудейское учение об ангелах было впоследствии воспринято христианской и мусульманской религиями.

На протяжении веков интерес к ангелам то вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). Уже в Новом Завете мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое» (Деян. 23:8). Будучи существами гораздо более близкими к человеческому миру, чем Сам Всевышний, ангелы не могли не стать объектами пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту учения, богословы всех мастей постоянно подчеркивали тварное положение ангелов и предостерегали от поклонения им.

Библейские сведения об ангельском мире достаточно скупы, зато в полной мере человеческая фантазия касательно ангелов проявляется в апокрифах, раввинистических сочинениях и каббале. Представление об ангелах было подхвачено и европейской оккультно-магической традицией, которая, зачастую игнорируя различие между добрыми и злыми духами, стремилась и тех и других использовать в своих целях при помощи специальных печатей, заклинаний и ритуальных действий.

Происхождение ангелов

Как и все сущее, ангелы были сотворены Богом – в этом пункте сходятся все богословы. Однако существуют самые различные мнения, относительно времени сотворения ангелов. Многие усматривали в первой фразе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» - намек на создание невидимого мира бесплотных духов, ангелов (так как о создании видимого неба говорится позже) и неоформленной первоматерии. Из указания Книги Иова на то, что ангелы ликовали, когда Господь «полагал основания земли», делался вывод, что к моменту сотворения земли ангелы должны уже были существовать. Апокрифическая Книга Юбилеев однозначно относит создание ангелов к первому дню творения.

Талмудическая традиция, однако, предпочитает перенести время сотворения ангелов на более поздний срок, относя его, например, ко второму дню, «дабы не говорили, будто Бог получил помощь в своей работе». Рабби Ханина считал, что ангелы не были сотворены до пятого дня, помещая их в числе крылатых созданий (см. Быт. 1:20).

Согласно еще одной любопытной точке зрения, отраженной в трактате «Хагига», огненная река, текущая пред Божьим престолом, ежедневно порождает новые сонмы ангелов, которые в течение дня поют хвалу Богу, а затем уходят в ту же реку, чтобы смениться новыми.

Количество ангелов

Уже в Библии отражено представление о неисчислимом множестве ангелов. «Есть ли счет воинствам Его?» - вопрошает Иов (25:3). Даниил сообщает: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). Эта формулировка повторяется в апокрифической 1 Книге Еноха: «И… видел я тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо многих, стоящих пред славою Господа духов» (Ен. 40). Впоследствии об огромном количестве ангелов говорится и в Новом Завете (Евр. 12:22, Откр. 5:11 и др.).

Даже талмудисты при их страсти к точным подсчетам затруднялись назвать точное количество ангельских ратей. В одном источнике говорится, что существует 496 000 мириад ангелов, прославляющих Бога. Шестьдесят мириад ангелов некогда спустились и водрузили по две короны на голову каждого израильтянина, принявшего закон; но когда израильтяне начали грешить сто двадцать тысяч ангелов спустились, чтобы снять их (Shab. 88a). На Синае Бог явился с двадцатью двумя тысячами ангельских сонмов, хотя другие авторитеты считают, что количество сонмов не мог бы исчислить никакой математик. Тысяча ангелов следует за каждым израильтянином, и один ангел предшествует ему, чтобы повелевать демонам уступить дорогу; в левой руке этот ангел держит тысячу ангелов, а в правой руке – десять тысяч ангелов. Рабби Симон бен Лакиш дает следующее описание необъятности небесных воинств: «Существуют двенадцать маццалот [«знаков Зодиака»], каждый имеет тридцать воинств; каждое воинство - тридцать лагерей; каждый лагерь – тридцать легионов; каждый легион - тридцать когорт; каждая когорта - тридцать корпусов; и каждый корпус имеет 365 000 мириад звезд» (Berach. 32b).

Классификация ангелов

Какой-то общепринятой классификации ангелов не существует. Можно выделить несколько упомянутых в Библии характерных наименований ангелов, соответствующих роду их деятельности. Среди них «Ангел-наставник», указывающий человеку «прямый путь его» (Иов 33:23), «Ангел-истребитель», опустошающий Иерусалим язвой (1 Паралип. 21:15), «Ангел завета», входящий в храм вместе с Господом (Мал. 3:1), «Ангел лица», спасающий народ Израилев (Ис. 63:9).

В апокрифической литературе ангелам приписывается власть над природными явлениями и стихиями. В 1 Книге Еноха говорится о духах грома и молнии, моря (приливов и отливов), инея, града, снега, облака, росы, дождя (Ен. 60), воды, ветров, воздуха (Ен. 69). В Книге Юбилеев сделана попытка обобщить все функции или должности ангелов, здесь перечисляются ангелы лица, ангелы прославления, ангелы духа огня, ангелы духа ветров, ангелы облачных духов мрака, града, инея, ангелы долин, громов, молний, ангелы духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, ангелы «всех духов Его творений на небе и на земле», а также ангелы духов мрака, и света, и утренней зари, и вечера (Юб. 2). Эту тему впоследствии развивает талмудическая литература.

В магических сочинениях ангелы могут классифицироваться по соотношению со стихиями (огонь, вода, земля, воздух), с планетами и знаками Зодиака, по их влиянию в те или иные дни недели (см., например, «Гептамерон» П.Абано)

Целый ряд мистических созданий, подчиненных Богу, описывается в иудейской Библии; Малах (вестник/ангел) - лишь один из них. К другим, отличающимся своими характеристиками от ангела, относятся Ириним (Ангелы-наблюдатели/Высшие Ангелы), Херувим (Могущественные), Сарим (Принцы), Серафим (Огненные), Хаиот (Праведные), и Офаним (Колеса). Объединяющими сущностями для всего множества созданий, служащих Богу, являются: Цева (Хозяин), Б'неи ха-Элохим или Б'наи Элим (Сыны Божии), и Кедошим (Святые). Они составляют Адат Эль, божественную ассамблею (Пс.82; 1). Избранное число ангелов в Библии (три, если быть точным) имеют имена: Михаил, Габриель, и Сатана.

Представление ангелов

Ангелы могут представать в удивительно разнообразных формах, хотя Библия часто пренебрегает тем, чтобы предоставить хоть какое-то описание (Книга Судей 6:11-14; Захария 4). Они предстают гуманоидами в большинстве текстов Библии (Числа 22), и как таковые часто неотличимы от человеческих сущностей (Бытие 18; 32:10-13; Иисус 5:13-15; Книга Судей 13:1-5), но они также могут проявлять себя как столбы огненные и тучи, или как пламя внутри куста (Исход 3). Псалмы характеризуют такое природное явление, как молнию, как проявление Бога (Пс.104:4). Другие божественные создания предстают крылатой частью Божественного трона (Исайя 6) или божественной колесницы (Иезекиль 1). Внешность Херувима достаточно хорошо известна, она мастерски изображена на Ковчеге Завета (Исход 25). Возможно, самое неоднозначное создание - это Малах Адонаи, ангел, который может быть, а может и не быть видимым проявлением Бога.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ невидимости) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Библейские ангелы выполняют множество функций, включая доставку информации к смертным, защиту, спасение, заботу об израильтянах и избиение врагов израилевых. Книга Даниила включает в себя целый ряд идей касательно ангелов, которые были созданы в пост-библейские времена, в том числе ангелов имени и ангелов-хранителей: все нации мира имеют своих собственных верховных ангелов, ангелы организованы иерархически и каждый имеет свои сферы влияния и полномочия.